Джон Маклафлин (Махавишну Джон Маклафлин) – британский
гитарист-виртуоз, играющий в стиле джаз-фьюжн.
Наиболее известен как участник записи знаковых для жанра фьюжн альбомов Майлза Девиса In A Silent Way и Bitches Brew; основатель одного из наиболее ярких представителей джаз-рока 70х - группы The Mahavishnu Orchestra; основатель акустического проекта Shakti, пионера жанра world music; участник акустического трио вместе с гитаристами Пако де Лусия и Эл Ди Меола.
Наиболее известен как участник записи знаковых для жанра фьюжн альбомов Майлза Девиса In A Silent Way и Bitches Brew; основатель одного из наиболее ярких представителей джаз-рока 70х - группы The Mahavishnu Orchestra; основатель акустического проекта Shakti, пионера жанра world music; участник акустического трио вместе с гитаристами Пако де Лусия и Эл Ди Меола.
Родился Джон Маклафлин 4 января 1942 года в
Йоркшире. К музыке Джона родители приобщили ещё в девять лет, обучая его игре
на фортепьяно, а уже через два года мальчик начал постигать гитарное
мастерство. Будучи 14-летним подростком, Джон увлёкся стилем фламенко – его
заинтересовали сложные приёмы испанских гитаристов. Чуть позже он проявил не
меньший интерес и к джазовой музыке.
Впервые
Маклафлин привлек внимание публики, участвуя в проекте Blues Flames в
Лондоне.
До конца 60-х годов Джон записывался
с несколькими музыкантами, много выступал у себя на родине, а также сотрудничал
в Германии с их гитаристом Гюнтером Хапелем.
В 1969 году Маклафлин записал первый сольный
альбом "Extrapolation",
ставший заметным событием в британской музыке. В том же году Джон переехал в
США, став участником группы Lifetime,
весьма популярной в джазовых кругах.
В начале 1970 года Маклафлин записал Devotion, электрический альбом психоделического фьюжна с
заметным влиянием творчества Джимми Хендрикса.
Позже Джон объединяется с барабанщиком Билли
Кобэмом и скрипачом Джерри Гудмэном. Результатом их совместой работы стал
альбом "My Goals Beyond",
провозглашенный одним из лучших начала семидесятых.
В это же время Маклафлин начинает заниматься
совершенствованием исполнительской техники, развивая более мощную, агрессивную
и быструю манеры игры, которая произведёт огромный эффект в его следующем проекте
— The Mahavishnu Orchestra. Группа успела выпустить три альбома:
две студийные работы, впоследствии ставшие классикой жанра — The Inner Mounting Flame (1971) и Birds of Fire(1972), а также
концертную запись Between
Nothingness and Eternity (1973).
В 1999 году вышел альбом Lost
Trident Sessions, сессии записи которого проходили в 1973 году, но
окончательный релиз не состоялся из-за распада группы.
Следующим проектом Джона стала Shakti.
Группа объединяла индийскую музыку с элементами джаза и может рассматриваться
как пионер жанра world music. Первое
выступление состоялось в 1975 году. Спустя год была выпущена концертная запись Shakti with John McLaughlin.
В 1978 году Маклафлин записал альбом,
озаглавленный Johnny Mclaughlin: Electric Guitarist. Запись ознаменовала
возвращение Джона к более мейнстримовому фьюжну, к джаз-роковому звучанию;
возвращением к электрическим инструментам после трёх лет игры на акустической
гитаре.
Также в то время был создал
недолго просуществовавший проект One
Truth Band, с которым записал один фьюжн-альбом Electric Dreams (1979).
1979 год примечателен созданием ещё более
недолговечного проекта Trio of
Doom. Музыканты отыграли всего один
концерт и записали всего 3 композиции.
Наконец, тот же 1979 год положил начало выступлениям
Маклафлина с составе акустического трио с фламенко гитаристом Пако де Лусией и
джазовым гитаристом Ларри Корриеллом. В начале 80-х Корриелла на постоянной
основе заменил Эл Ди Меола. Трио исполняло испанское фламенко с
высокотехничными джазовыми импровизациями.
В начале 80-х Маклафлин также собирает проекты The Players и The
Translators, состоящие из французских музыкантов. Вместе с ними были
записаны альбомы Belo
Horizonte (1981) и Music Spoken Here (1982).
В начале 90-х Джон выступал с группой под
названием The John McLaughlin
Guitar Trio, состав которой постоянно менялся. В 1991 году под этим
заголовком выходит концертный альбом Live
in Europe, а в 1992 —Que Alegria.
Следующим гастрольным проектом Маклафлина было
трио The Free Spirits,
выпустившее в 1994 году концертный альбом Tokyo
Live.
Новое обращение к электрическому джаз-фьюжну
произошло с проектом The Heart
of Things (одноимённый альбом
1997 года и концертная запись The
Heart of Things: Live In Paris (2000).
В 2003 году Маклафлин записал альбом Thieves and Poets —
оркестровую версию балета и аранжировки любимых джазовых стандартов для
ансамбля классической гитары.
В июне 2006 был выпущен
хард-боп/джаз-фьюжн альбом Industrial
Zen на котором музыкант
экспериментирует с Godin Glissentar продолжая развитие игры на гитарном
синтезаторе.
Летом 2007 года Джон начал выступать с новым
джаз-фьюжн квартетом 4th
Dimension. Группой выпущены два концертных релиза.
С лета 2008 Маклафлин начал совместное турне с
Чиком Кориа и другими музыкантами под именем 5
Peace Band.
Техника игры Джона Маклафлина на акустических и
электрогитарах в различных жанрах, таких как джаз, фламенко, индийская
классическая музыка, фьюжн и западная классическая музыка, оказала значительное
влияние на множество известных гитаристов.
В 2003 году Маклафлин занял 49 место в списке
журнала «100 величайших гитаристов всех времён».
Участвуя с начала карьеры во многочисленных
записях с такими музыкантами, как Мирослав Витуш, Ларри Корриелл, Джо Фарелл,
Уейн Шортер, Карла Блей, The Rolling Stones и также многими другими, он
заработал репутацию сессионного музыканта «по первому звонку».
Джон Маклафлин продолжает свою творческую деятельность до сих пор.
Послушать его альбомы можно здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий